Строим Алма-Ату из воспоминаний Пятница, 26.04.2024, 14:46

Оцените этот сайт

» Статистика

» Форма входа

Главная » Статьи » 3. инфо по объектам окрестностей, Верный-Алматы » озеро Иссык

сель 1963г.

unknown_Хруст_

[q]Наводнение на озере Иссык в 1963 году

Воскресенья 7 июля 1963 года, содрогнулись предгорья озера Иссык. Огромный чёрный вал, сметая деревья и подбрасывая, как мячи, огромные валуны, накрыл озеро. Вместе с катерами и постройками, вместе с людьми.

Рассказ Константина Петрова – очевидца трагедии на озере.
7-го июля 1963 года я поехал с женой и дочкой отдыхать на озеро. Погода была хорошая, ярко светило солнце, мы быстро доехали на грузотакси до автостанции на озере. С высоты озеро казалось зелёным из- за ёлок, росших вокруг. Спустившись по тропинке к пристани, мы купили билеты, сели на катер и поехали вокруг озера недалеко от берега. Отдыхающие высаживались, кто в левом логу, кто на пляже, а мы решили проплыть всё озеро, не выходя на берег. Очень красивые стройные ели были вокруг северного берега озера, аромат хвои – голова кружится. Часа два мы плавали по озеру и, порядком проголодавшись, решили сойти на берег. На автостанции продавали пиво, лимонад, бутерброды разные, жарили шашлык, готовили плов, манты, лагман и ещё много вкусных блюд. А народу всё прибывало, ехали студенты из Алма-Аты, все хотели отдохнуть на природе, полюбоваться на снежные горы, покататься на лодках по озеру. Нам долго пришлось ждать, когда освободится столик, взяли по порции мант и лагмана, пива и лимонада, стали кушать и любоваться горами. Погода была чудесная, ни одного облачка, но я обратил внимание на отдельный гул и потемнение у основания снежных гор. Взглянув на пляж за озером, я увидел людей, бегающих в воде и зовущих катер и лодки. Затем треск и гром и появился большой вал, выползающий из ущелья, он накрыл весь пляж своей массой, прошёл по мелководью озера, и рухнул в глубину. От падения вала вода из озера выплеснулась на берег, сорвала причал, перевернула лодки. В озеро раз за разом падала грязекаменная масса, вытесняя воду на берег, озеро кипело, стало чёрным. У гостиницы стояло несколько легковых автомашин, в них быстро садились люди, и машины, включая, сирены, стремительно стали спускаться по дороге вниз. Водители грузотакси не стали дожидаться команды, быстро погрузили людей, стали спускаться вниз, постоянно сигналя. Когда мы доехали до прямой щели, вода в реке была уже мутная и всё прибывала, но дорога ещё была цела. Мы быстро доехали до центра Иссыка и поспешили домой, чтобы убежать от наводнения.

Рассказ Николая Куцмана.
Мой десятилетний сын отдыхал в пионерском лагере ДСУ – 13, который находился в Широкой щели у водопада. В выходной день администрация выделила автобусы, чтобы проведать детей. Мы с женой взяли гостинцы и поехали к сыну. Родителей приехало много, все разбрелись со своими чадами, отдыхают на природе. Около 3-х часов дня из радиорубки вышел дежурный и передал, что в озеро поступило много воды и ребят нужно увести от реки подальше в горы. С помощью родителей детей собрали и повели вправо от реки. А вода стала быстро прибывать, затапливать территорию пионерского лагеря. От сильного поступления воды в малое озеро водопад стал разрушаться, неся с собой огромные глыбы камней. Вода сорвала с фундаментов сборно – щитовые дома, которые развалились на наших глазах, мы лезли вверх всё дальше и дальше. Где были пять минут назад там обвалился подмытый склон горы. На наших глазах уплыли наши автобусы, пасека, которая была на другой стороне речки. А вода всё бушевала, перемычка, сдерживающая воду в малом озере, размылась, и вся вода рухнула в реку. Мы вышли на гребень горы и по тропинке попали на дорогу. Народу скопилось много, никто не знал что делать. Некоторые молодые и сильные решили тропами добраться до Иссыка, а нам с детьми пришлось ночевать в горах голодными и замёрзшими. Утром стали прилетать вертолёты, забирали детей и женщин, привезли продуктов и одеяла. Всех мужчин собрал чиновник из Москвы и организовал спасение людей. Мы ходили по берегу, отыскивая перепуганных детей, женщин, оказывая им помощь. Много было тел утонувших, их мы перетаскивали к посадочной площадке вертолёта, загружали на борт, и он улетал. На озеро было страшно смотреть, кругом грязь, пахло протухшим. После наводнения на 3-й день вертолёт забрал меня и оставшихся мужчин.

Во время Союза многие катастрофы умалчивались. До сих пор не обнародовано количество погибших людей в тот трагический день на озере Иссык. [/q]
Неофициальный сайт города Иссык
=======================================

Категория: озеро Иссык | Добавил: елка_52 (22.12.2013)